— 2024 год может стать переломным для сферы туризма в глобальном масштабе. Согласно прогнозам UNWTO (Всемирной туристской организации), к концу 2024 года мировой туризм окончательно вернется к допандемийному уровню, а двигателем этого процесса станет, прежде всего, восстановление азиатских рынков. И если в 2023-м мировое количество международных поездок составило 1,3 миллиарда (что всего на 12% меньше, чем в 2019-м), то по результатам текущего года в мире ожидается даже небольшой рост (до 2%) по сравнению с уровнем того же доковидного 2019-го.
— Причем Арабские Эмираты впервые обогнали своих именитых конкурентов: их сейчас успешно продают почти 75% компаний-членов РАТА, — утверждает Сергей Букас. — Это связано еще и с тем, что за последние несколько лет ОАЭ, традиционно считавшиеся у нас зимним направлением, перешли в категорию круглогодичного курорта. Причем после введения доплат за авиаперелеты в Турцию и Египет (и подорожания этих туров) Эмираты стали еще и вполне конкурентными по цене. При люксовом качестве турпродукта. К слову, крупнейший город ОАЭ Дубай недавно был удостоен высшей награды сервиса Tripadvisor — Best of the Best Destinations, учитывающей такие критерии, как отзывы об отелях, ресторанах, развлекательных объектах.
Кроме того, потребители сейчас меняют предпочтения и пересматривают бюджеты: кризис ударил не только по компаниям, но и по людям. Пережив пандемию COVID-19, туристы стали намного осторожнее при планировании и покупке путешествий. Теперь они ищут более гибкие, чем прежде, условия бронирования и оплаты туров, позволяющие минимизировать потери средств в случае изменения обстановки. Соответственно, на коне оказывается тот туроператор, который может предложить опцию полной оплаты путевки максимально близко к дате вылета или, скажем, смену направления без внушительных штрафов за это.
— К сожалению, на фоне подорожания туров практически по всем направлениям за минувшие пару-тройку лет исчезла прослойка людей, бронировавших недорогие путевки в последний момент (как, собственно, и само понятие «горящих туров» в классическом понимании тоже перестало существовать), — делится Сергей Букас. — С другой стороны, этот сегмент покупателей никогда не делал особой кассы турфирмам, а времени на обслуживание «скидочников» уходило у менеджеров столько же, сколько и на ведение остальных туристов. Так что теперь, когда клиент понимает, что заплатит за тур больше, чем, условно говоря, в 2019-м (и морально готов к этому), турбизнесу стало отчасти даже легче работать.
— Скажем, кто мог заранее предсказать ковид или закрытие европейского неба для белорусских авиаперевозчиков в 2021-м? Другой пример: в 2023 году резко взлетела стоимость отдыха в Турции из-за повышения цен местными отельерами — и многим тогда показалось, что это десятилетиями популярное у белорусов направление вот-вот покинет пьедестал лидеров продаж, перейдя в сегмент лакшери отдыха. Но когда спрос на Турцию (не только в Беларуси, но и во всем постсоветском регионе) упал ниже всех прогнозов, а заполняемость турецких отелей снизилась до 47%, те учли негативный опыт минувшего сезона и анонсировали снижение цен в 2024-м даже ниже уровня 2022 года. В результате продажи направления снова пошли в рост.
— Их количество, полагаю, будет увеличиваться. Конечно, такой отдых нельзя назвать бюджетным, но своя аудитория у него есть, — говорит Сергей Букас. — Также радует тот факт, что, наконец, возвращается авиасообщение из областных центров Беларуси с курортами. Так, с января возобновился чартерный рейс «Гомель — Шарм-эль-Шейх», в феврале туда же стартовали чартеры из Витебска. Загрузка рейсов близка к стопроцентной, более того, некоторые туроператоры даже организовали бесплатные трансферы из Минска для туристов, вылетающих из областных городов. Планируется, что самолеты оттуда будут летать три раза в месяц. Плюс компания «Белавиа» уже анонсировала запуск в мае чартерной цепочки из Гомеля в турецкую Анталью. Хорошо, если к Витебску и Гомелю к лету присоединятся и другие областные аэропорты, откуда люди летали на отдых в доковидные годы.
Спад по европейским направлениям мы, как туроператор, компенсировали открытием новых направлений: например, проделали огромную работу, чтобы сделать более доступной Кению, Вьетнам, Мальдивы, Индонезию, Перу, Бразилию. На международной арене ведем переговоры о более выгодных тарифах, дополнительных рейсах, сотрудничаем с банками по вопросам вариантов оплаты, кешбека и рассрочек. В том числе даже для самостоятельных путешественников: пока все сервисы бронирования вводят ограничения, мы первая и единственная онлайн-тревел платформа в Беларуси, которая позволяет бронировать отели и авиабилеты с картами белорусских банков.